Отчет о велопоходе Медвежьегорск-Тихвин.
Дата похода: 03.08.2013 – 17.08.2013.
Нитка маршрута: Медвежьегорск – Повенец – Н.Габсельга - Челмужи - Пудож - Нигижма - м. Бесов Нос - Саминский погост - Андомский погост - Андомский Утес - Вытегра - Мегра - Ошта - Шимозеро - Пяжелка - Аксентьевская - Красный бор - Корвала - Нойдола - Нюрговичи - Корбеничи - Пашозеро - Шугозеро - Тихвин.
Трек:
Участники:
Андрей – штурман, веловрач, веломозг, тягловая сила.
Таня – завхоз, начмед, совесть и светлый разум.
Дневник:
День 1.
03.08.
50 км
По исконно русским традициям любой летний, а особенно августовский поезд, идущий на север (в Карелию, Хибины и пр.), забивается туристами-походниками со всевозможными приспособлениями для преодоления себя, своей лени и матушки-природы – байдарки, катамараны, велосипеды…: чего там только не было! Покинув днем в Медвежьегорске это душное и жаркое, временное обиталище любителей русского севера, быстренько собрали велосипеды и покатили покорять восточный берег Онеги. Со свежими силами катилось прекрасно: проскочив Повенец, с его небезызвестной частью Беломорканала, доехали до Н.Габсельги, где за поселком, на чудесной заброшенной дороге, среди лосиных экскрементов устроили ночлег.
А вот какие там дороги:
День 2.
04.08.
85 км
Из-под Новой Габсельги по в меру убитому асфальту, с не очень активным, на нашу радость, трафиком, добрались до деревни Челмужи, которая обрадовала нас наличием аж целых двух магазинов (деревня обитаема, в основном дачниками). Свернуть на Челмужи стоило не только ради того, чтобы убедиться, что есть где развернуться и карельским любителям огородов, но и ради деревянной церкви Богоявления Господня, с отличным видом на Челмужскую губу. К слову, церковь действующая, восстанавливается силами очень ограниченного числа верующих: нас приветливо встретили две женщины, на хрупких плечах которых, в основном, и держится этот памятник русского деревянного зодчества.
Далее весело, с горки на горку, докатили до дер. Римское. Ночлег решили устроить на Онеге, при первой возможности – свернули к озеру, естественно, что все авто-подъезды по берегу были заняты автотуристами, благо, мы как улитки весь свой дом и транспортные средства можем нести на себе – чем мы и воспользовались: немного пройдя по берегу – легко нашли свободное место.
Белые ночи, почти морской прибой, каменистый берег, величавые сосны – это Онега во всей красе =)
День 3.
05.08.
108 км
С утра решили вкрутить для опережения плана. Пролетели Пудож, за которым дорога стала еще хуже, а точнее стала похожа на нормальную российскую федеральную трассу: колейность, ямы, выбоины, колдобины, – тут главное скорость набрать – тогда с налета это феерия рельефа «почти» не ощутима. И вот мы уже в Нигижме: почти у каждого дома рекламное приветливое приглашение довезти на моторке до мыса Бесов Нос, для сильно уверовавших в вездеходные качества своих авто – объявления об услугах трактора и жирными цифрами – телефоны... - на всякий случай, чтоб записали... ;-) А нам-то что?! - Нам все лужи по колено! Да и по отзывам велотуристов до Бесова Носа вполне (по сухой погоде) можно доехать, а кое-где и дойти. Конечно по пути мы встретили и мишкины следы, и несчастных на "почти внедорожнике", увязших на полдороге, с надеждой они спросили у нас ...хм...провода...но - тракторист был их уделом...
Спустя 108 км разнообразных дорог за этот день, мы все-таки добрались до цели – мыса Бесов Нос, сидя в палатке, под леденящий душу звон комаров, забросили в себя ужин и уплыли к Морфею...
День 4.
06.08.
42 км
Целью радиалки на Бесов Нос было приблизиться к таинственной наскальной живописи, чей возраст насчитывает несколько тысяч лет. Ничего не скажешь - впечатляет!
Антураж дополняла солнечная, безоблачная погода, подчеркивающая всю красоту карельской природы...
Эти огромные моренные валуны с их петроглифами, расстояние в тысячи лет между тобой и усердными художниками этих необычных рисунков, и загадка каждого петроглифа - что хотели сказать их создатели?
А потом был пустейший песчаный пляж (2 км полосы чистейшего белого песка и никого...) и заплывы в Онеге.
Ну и наконец - обратный путь по бездорожью на трассу, кстати говоря (для туристов), магазин в Нигижме работает до 17, так что нам пришлось увеличить маршрут до Гакугсы, где был найден полноценный магазин, работающий аж до 20! Ночевку устроили почти вплотную к дороге, в районе р. Сорма, на этом отрезке трассы почти нет адекватных съездов, где можно было бы найти хорошее место под ночевку с источником воды.
День 5.
07.08.
75 км
В этот день в планах было совершить рывок в сторону Андомского утеса. Заехали по пути в Саминкий погост - картина типична: старенькие домишки, сельпо со скудным выбором, деревянная церковь (но здесь чудо - Ильинская церковь отреставрированная, правда недействующая). По пути заглянули в дер. Андомский погост, судя по наличию отделения небезызвестного банка, аптеки, нескольких магазинов, - административный центр района. Кстати, смена областей была отмечена не только дорожными знаками, но и полным изменением качества дорожного покрытия, причем изменения в лучшую сторону - в Вологодской области на трассе свежайший идеальный асфальт. Как и после поворота на Андомский утес, а точнее на базу МЧС, - асфальт идельный - спасатели себя не обделили хорошим подъездом, а вот после базы - началась грейдерная стиральная доска (всё же наверное это в плюс - т.к. на первых километрах народу просто тьма, а далее им просто лениво убивать свои авто). Андомский утес, а точнее Андома-гора геологический памятник природы, сложена из песчаников разнообразных цветов, в которых при желании можно найти остатки окаменелых живностей и растений, возрастом в сотни миллионов лет; пейзажи Андомы захватывают дух, даже не смотря на то, что гора в целом не особо и "гора" - 85 метров её абсолютная высота.
Ночевка там же, недалеко от утеса. Мест для стоянок достаточно - туристы не скупились на проделывание подъездов к Онеге, правда к вечеру все авто-доступные стоянки в большинстве своем заняты.
День 6.
08.08.
77 км
С Андомского утеса с утра опять по стиральной доске вниз на трассу, далее проскочили по отличному асфальту до Вытегры, на подъезде к которой посмотрели как кладут сей прекрасный асфальт (надолго ли хватит его качества..?). В Вытегре закупились провиантом, и...свернули с Р5...сначало было почти терпимо =) Потом началось нечто, о чем пишут все велотуристы в сети: жутко пыльный грейдер (в сухую погоду - это как песчаная буря в Сахаре), причем без машин это был бы вполне неплохой участок нашего пути, но из-за большого потока транспорта, дикого количества пыли - впечатления от этого участка дороги - преужасные, и каждая деревня на пути, где лежал асфальт, была передышкой (от пыли) в прямом смысле этого слова.
В результате кое-как докрутив до Мегры (всего лишь 6 километров этого пыльного ада умотали нас как все 66)решили штурмовать этот грейдер с утра пораньше, в надежде, что поток машин будет меньше.
День 7.
09.08
85 км
Подъем в 6.30, впереди еще 12 км по пыли. Даже в такое время движение есть: машина в пять минут все же появляется. В Нижней Водлице появляется асфальт - нашей радости нет предела =) Катимся до Ошты (ударение на первый слог - вепсские мотивы=) ), тут закупка провианта на много дней (что дальше с дорогой - не очень ясно) и сворачиваем в леса (наконец-то!)! Всему местному населению ясно куда мы едем: местная достопримечательность - Шимозеро (и тут на первый слог ударение ;) ), кто-то просит "привет" передать куда-то, кто-то рекомендует как ехать, кто-то просто желает хорошей дороги - в общем, незамечеными мы не остались =) Первые десятки километров - по лесовозной грунтовке с холмистым рельефом, подъемы у которого более внушительные нежели спуски - идет набор высоты (где-то здесь находится самая высокая точка вепсской возвышенности - Мальгора (304 м)). Дорога очень даже читаема и понятна - лесовозы здесь активно работают, причем грунтовка временами покрыта бетонными плитами, что велосипедистам только в радость =)
Километров за 10 до Шимозера сворачиваем с лесовозной дороги и уже двигаемся по старой лесной, местами разбитой, но в целом вполне проходимой. По дороге к озеру всего лишь пару-тройку раз встречали охотников/рыбаков на автомобилях, так что, когда мы подъехали к Шимозеру, мы были "слегка" удивлены его "обитаемостью" (забегая вперед, скажу, что все едут по хайвею от Пяжелки). На наиболее популярной стоянке на Шимозере уже стояло 5 машин, а местные туристы сказали, что в выходные насчитывали до 21 машины. Пробравшись по берегу подальше от автотуристов, поставили палатку на номинальном берегу, хотя реальный берег, из-за того, что озеро в этот год обмелело, ушел уже метров на 70, так что к воде мы ходили в прямом смысле по дну озера. Очень живописное место и все вроде бы ничего, если бы не местные муравьи, которые устроили "вылет" именно 9 августа под вечер: в лучах заходящего солнца наша палатка была сплошь покрыта разгоряченными самцами муравьев, на все наши попытки уговорить их покинуть наш дом (палатка снималась, стряхивалась, ставились отпугивающие насекомых дымящие спиральки...разве что танцев с бубнами не было), - муравьи отказывались покидать палатку, так что этот день мы провожали под стук тысяч муравьиных лапок по тенту.
Как село солнце, муравьи тут же и испарились, заодно ночью палатку отполировал знатный ливень и к следующему утру, кроме пары жаб под тентом, из живности нас никто уже и не встречал.
День 8.
10.08.
54 км
Оказаться на Шимозере и не посетить "Черную Яму" - было бы кощунством. С утреца сделали радиалку к этому чуду природы, "воронка" судя по несколько обмелевшим берегам - забирала воду с озера (что отметили еще в прошлый день - по уровню воды в самом Шимозере),
кстати говоря, к октябрю вода из озера действительно ушла подтверждаем) - этим и славится озеро Шим! Вот такие вот карстовые озера :)
Далее наш путь лежал на юг, от Шимозера на Пяжелку конкретный грунтовый хайвей - машины идут одна за другой (причем разнокалиберные - от пузотеров до внедорожников).
По пути - печальные виды заболоченных старых вырубок, проезжая которые, тебя не оставляет ощущение поля брани, где последние погибающие деревья, точнее их стволы-скелеты, напоминают о былом величии этих лесов, но жизнь пробивается и здесь - и местами молодая осиновая поросоль скрывает эти раны леса.
Встали на ночевку не доезжая Пяжелки, после полуживой деревни Григорьевской, на берегу р. Ножема, где полвечера бегали от гнуса, пока он не одолел и не загнал нас в палатку.
День 9.
11.08.
42 км
С утра бодренько, подгоняемые мошкой, собрались и покатили в Пяжелку. Пяжелка местный административный центр, несколько магазинов, разной степени наполненности, вышки сотовой связи, судя по лесовозным авто у нескольких домов - деревня живет заготовками леса. Мы въехали в деревню на следующий день после "Дня поселка", так что в 2 часа дня, в воскресенье на улицах были лишь единицы, да и те - в тщетном поиске опохмела. Закупились снедью на несколько дней вперед (по плану дальше не должно было быть магазинов около недели), отзвонились на большую землю и двинулись дальше на юг, в леса... Ночевали под Аксентьевской, надеясь на лучшее (как в плане дорог, так и по погоде, т.к. последняя начала портиться, а дожди замедлили бы наше движение очень существенно), но понимая, что этого "лучшего" может совсем и не быть.
День 10.
12.08.
35 км
Утро 10го дня и предвкушение самой непонятной части пути. С утра что-то загадочное проехало недалеко от места стоянки и уехало по нашему маршруту...По следам решили, что это был трактор =) Мы почти угадали... Первый десяток км дорога вполне укатана деревенским транспортом, который ходит на сенокосы в лесу. Тут мы и встретили "трактор", который оказался "совсем почти" и не трактором, а ...вездеходом! Ну конечно, кого могут турысты-велосипедисты встретить в глухом вологодском лесу?! -конечно же вездеход, который между прочим идет в те же самые Нюрговичи, тем же самым маршрутом...!
Пока дороги были в наличии мы весело катили с Юрой и его детищем "Прохором" (так именуют вездеход) почти в одном темпе, потом же, как и предполагалось, дорога свернула совсем не в сторону нужного нам Красного Бора...Вот тут мы и прочувствовали всю прелесть движения с этим "зверем". Юрий на "Прохоре" и с бензопилой в руках проложил свеженькую дорогу, по старым просекам, уже полностью заросшим поросолью, а заодно проехал и по заростающим вырубкам - зрелище не для слабонервных - чистой воды американские горки (вездеход ходил "ходуном" в зарослях обильной растительности, среди которой уловить наличие естественных препятствий, в виде выкорчеванных пней и оставленных стволов, было крайне затруднительно; при этом, что творилось внутри вездехода с храброй семьей Юрия (а его сопровождали жена и двое детей) - трудно и представить!).
Покинув это буйство природы включающее заросшие просеки и пару вырубок, выскочили на дорогу в сторону Красного Бора. Всю несуразность картины, которую увидели проезжающие на паркетнике граждане, можно было понять: из дикого леса выезжает вездеход, а за ним пара велосипедистов...Поблагодарив Юрия за оказию (а на нем совсем не по-туристически проехали буреломы наши рюкзаки) - на время ( =) ) расстались с ним, он покатил дальше, а мы, перекусив, в развалку (т.к. опережали график существенно) двинулись за ним попятам. До Корвалы - дорога идеально укатана, накат чуть ли не лучше асфальта. В районе р. Лижма, нас накрыл чудный ливень, промокшие, мы решили дальше не крутить - упасть у воды (хотя в целом ее и без реки хватало) и обсохнуть, чтобы завтра пробиться до Нойдалы, т.к. за этот день и так перевыполнили план.
День 11.
13.08.
18 км
С утра неспешно двинулись дальше - до Корвалы доехали по уже по порядком расхлябанной, после вчерашнего ливня, дороге. Корвала стоит на берегу прекрасного озера, домишек не много, но видно что в основном они все жилые, на берегу озера нелепым пятном выглядит дом с сайдингом, отличной наружней отделкой и массивным забором =) в такой глуши - не то что сайдинг - забор уже редкость =) За Корвалой качество дороги (на Нойдалу) резко упало, прошедший ливень довольно сильно сбавил нам скорость. Видно, что дорога редко посещается автомобилями (если вездеходы можно назвать автомобилями, т.к. дорога проходима в основном только для вездеходов), но часто медведями и разнообразными копытными :) Спустя энное кол-во километров то в седле, то пешком, встречаем Юрия на "Прохоре" - он легонечко проскочил все это бездорожье и встал на ночевку в 6 км от Нойдолы на берегу торфяного озера.
Сначала было решили покинуть Юрия и проскочить до Нойдолы, пока силы есть и погода позволяет, - но тут же - обнаруживаем, что дальнейшая дорога либо в конкретный бурелом через осинник в огромном поваленном дереве, перекрывшем дорогу, либо по отвороту - куда-то в лес - решаем проверить не обходит ли отворот этот самый болотный бурелом с осами в придачу - ан нет, спустя 5 км въезжаем в живописный тупик :) Решаем не гневить дядю Мишу и всех лесных богов, и вернуться к лагерю Юрия, встать рядом и назавтра продолжить путь вместе с ним - т.к., судя по увиденному, в одиночку нам на Нойдолу легкой кровью не отделаться :)
Вечером на совете было решено зачистить дорогу и сжечь осинник - т.к. дерево было необъятной толщины и даже "Прохор" не справился бы с ним, а осы бы не пустили чужаков дальше в лес. Сожжение и распиливание осинника было ознаменовано апитерапией для Юрия (накумаренные лесные осы так просто не хотели сдавать свое жилье), но благо кроме распухшего пальца - терапия прошла в целом успешно и дорога назавтра была свободна.
День 12.
14.08.
20 км
Ночной ливень не сулил ничего хорошего в плане дороги, к утру он и не думал прекращаться, сбавив силу на назойливый, средней силы дождичек.
Потом дождичек стал опять усиливаться + бобры немного подкорректировали то, что ранее звалось дорогой (местами вместо дороги были банальные бобровые запруды). Слава бобровому богу, его детей-бобров в вепсском лесу немного, а дожди не в состоянии стереть остатки дороги - с помощью Юры и "Прохора" мы добрались до нежилой Нойдалы - земли колдунов по-вепсски, и тут-то колдуны показали нам всю свою силу - ливень накрыл нас конкретно: все что еще оставалось не тронутым водой - разом стало промокшим. Понимая что местные духи нам не особо то и рады, мы поспешно ретировались - и прекращение гнева вепсских колдунов не заставило себя ждать - водопроводный вентиль с неба наконец-то перекрыли.
На выезде из Нойдолы на одной из речушек, в силу отсутсвия качественного моста, Юрий успешно проверил вездеходные, точнее водоплавающие, качества Прохора =) Дорога от Нойдалы на Нюрговичи отлично проходима (пара бродов по колено не в счет), - и видимо посещается любителями активного отдыха - чему подтверждением стала встреча с семьей из Устья Кубенского (единственными кого мы встретили по пути от земли колдунов к Нюрговичам), земляками Веры, жены Юрия - казалось бы - где еще можно встретить земляков - ну конечно же в вепсской лесной глуши! Постепенно распогодилось, и в Нюрговичи наш мини-отряд торжественно въехал под ослепительным солнцем. Удивительные ощущения - спустя год - все те же тихие, спокойные места, те же гостеприимные, улыбчивые люди =)
День 13.
15.08.
35 км
Сегодня нам предстояло определиться что же делать дальше. Ведь билеты на поезд у нас только через 11 дней, а километров до вокзала осталось всего лишь на 3-4 дня хода. На совете было решено двинуться в Тихвин, сменить билеты и укатить в Мск пораньше. Попрощавшись с Юрием (Нюрговичи были местом старта мероприятия с луноходов.нет), с Нюрговичами и Берегом двинулись на Тихвин. Сводки погоды предсказывали нам ухудшение погоды, что собственно и произошло: освежающий мордник (это то, что дует вам с большой силой весь путь в лицо), расчудесный размокший грейдер, - и в целом мы уложились в прошлогодние планы и заночевали там же, где стояли и в 2012 году - на Пашозере.
День 14.
16.08.
82 км
План на день - крутить до Тихвина и падать под ним. План выполнили. Постоянная смена погоды (то льет, то солнце), встречный ветер - доставили немного неудобств (одеваться-раздеваться), но чувствуя приближение плацкартной полки, домашней теплой ванной - крутили без передышки.
По пути встретили группу велосипедистов, кативших на Шугозеро, растянувшихся по автотрассе длинной змеей, да настолько большой, что их замыкающий сначала решил - что мы - это часть этой колонны, которая решила вернуться назад :) Все по плану: на ночевку встали на трех торфяных озерах, что под Сарожей.
День последний 15ый.
16.08.
20 км
И снова Тихвин :) Как и в прошлом году - только тогда мы ехали в противоположную сторону - на Бабаево, а теперь мы ждали электричку в сторону Волхова. На вокзале, ожидая "собаку" - развлекли себя изучением интеллектуальных способностей у пернатых - галки показали уникальные способности по раскалыванию закрытых фисташек, а также оригинальному способу добычи готового продукта - сбору насекомых, убитых на скорости, с крыш и токоприемников электропоездов :) А потом электричка на Волхов, ночной Петербург и - Москва :)
Заключение:
Километраж: около 830 км.
По итогам пройденного велосипедных потерь не случилось.
- Велоаптечка:
- камера, 1 шт;
- мультитул с выжимкой, 1 шт;
- запасная покрышка, 1 шт, 480 гр;
- заплатки + монтажки (+ увеличенные заплатки для покрышки или камеры), 2 комплекта;
- цепные замки, 2 шт;
- насос, 1 шт;
- цепная смазка, 1 шт;
- запасной петух, 2 шт;
- бонка-ключ, 1 шт (чтобы не повредить петух при перевозке велосипеда в плацкарте - петух выкручивался вместе с переключателем).