Отчет о «велорасслабоне» по Ленинградской и Вологодской областям летом 2012 года.


Дата похода: 13.08.2012 – 26.08.2012.


Нитка маршрута: Лодейное Поле – Алеховщина – Красный Бор – Хмелезеро – Корбеничи - Берег – Нюрговичи – Пашозеро – Шугозеро – Тихвин – Бабаево – Борисово-Судское – Тимошино – Горка – Ново (нежил.) – Михалево – Перкумзь – Артюшино – Белозерск – Десятовская – г. Маура – Кириллов – Ферапонтово – Вологда.


Трек:




Участники:
Андрей – штурман, веловрач, веломозг, тягловая сила.
Таня – завхоз, начмед, совесть и светлый разум.


Дневник:


День 1.
13.08.

После вездесущей сутолоки на Ленинградском вокзале, погрузились в ночи на поезд до Лодейного Поля, конечно, не забыв перепугать гражданок в плацкарте соседством с ними на третьей полке велосипедов (хотя, все же изображение активного привязывания рам за какие-то части вагона немного успокоило нервную публику). Днем, в 2-ух минутную остановку на Лодейном, успешно вышвырнулись из вагона, собрали части велосипедов в единое целое и выдвинулись навстречу вепсским краям…
собираем велосипеды в лодейном поле после поезда
Бесконечно длинный, отличный асфальт километр за километром удалял нас от «цивилизации». В Алеховщине заправились водой и провиантом (благо, в местном сельпо столь разнообразный выбор, что можно даже и мебелью разжиться). Переход дороги в пыльный грейдер ознаменовал начало «русской лесовозной глубинки». Стоит отметить, что трафика от Лодейного Поля в сторону вепсской глуши особенно не наблюдалось, за исключением не частых лесовозов, которые на пыльном грейдере все же доставляли нам массу «приятных» впечатлений.


День 2.
14.08.

Побудка под звуки работающей лесозаготовительной техники - и мы снова в седле. Грейдер…грейдер…опять грейдер… Не доезжая до Красного Бора встречаем велосипедиста, лет 60-ти, бодро чешущего нам на встречу, остановились - слово за слово - о своем, о велосипедном (велосипедисты - такие велосипедисты =) ), заодно спросили как дороги на Нойдалу, - он невнятно пробормотал, что вроде и нет, а может и есть – давно там не бывал.... В общем - приятная встреча, - а мы снова крутить. В Красном Бору опять поиски, где заправиться водой, - и тут, в разговоре с местными, те недвусмысленно говорят, что дороги на Корбеничи (про Нойдалу никто уже и не говорит) – нет, она заросла и непроходима. Да-да-да, ну «нет» - так «нет» =), может для нас дорога – «есть» =) (тогда мы тешили себя надеждами, что велосипедистам - море по колено, и, что для простых смертных - поросшая травой тропинка, для велосипедиста - автобан) Следующая деревня – Хмелезеро. Опять местный – опять интересуемся, и снова в ответ: «Непроходима дорога на Корбеничи для велосипеда, вся заросла подлеском, для пешего-то трудно там». Ага-ага, спасибо за информацию, все учтем =). Учли. Остаток дня - буреломинг - все красоты дикого вепсского леса, с завалами, старейшими ельниками, мягким мхом, болотистыми низинами, торфяными ручьями, редкими кабаньими тропами и прочими прелестями, только мишек не видели. То ли еще будет…

А вот и наш дом, посреди замечательной дороги, которую обещал нам Яндекс от Хмелезера до Корбеничей:
дорога от Хмелезера до Корбеничей


День 3.
15.08.

Утро в лесу, где-то между Хмелезером и Корбеничами (ударение на первый слог по-вепсски). И опять буреломинг…Начало борьбы с бесконечными завалами было омрачено потерей бутылки с 1,5 литрами воды (последней, к слову сказать, а водоисточников на карте не предвиделось в течение следующих 2-3 км). Поэтому выход на небольшое безымянное озеро, в паре километров от Капшозера, осчастливил нас не только началом отличной, накатанной рыбаками и охотниками, дорогой до Озровичей, и, соответственно, возвращением педалей на место (были сняты для удобства передвижения с гружеными велосипедами по лесу), но и долгожданным принятием жидкости внутрь.
Безымянное озеро
От Озровичей – к Корбеничам. От Корбеничей - к деревне Берег: полпути пешком по раскисшей от дождей и украшенной многометровыми лужами дороге, полпути – верхом. (Для интересующихся: дорога в дождливое время не проходима для авто из-за жуткой колейности – на обратном пути мы убедились в этом, когда электрики на своем «электриковозе» на гусеничном ходу с огромным трудом прошли этот участок; местные добираются до Берега и Нюрговичей на лодках по озеру). Деревня Берег, как и Нюрговичи (в паре км от Берега, на берегу Капшозера), – заросшие бурьяном домишки: те, что еще стоят и пребывают в удобоваримом состоянии – обитаемы приезжим населением, мигрирующим на лето подальше от крупных городов (таких отщепенцев всего ничего – около 8 человек на две деревни наберется), от иных домов остались лишь печные трубы. Подобное явление характерно для многих деревень той области – редкое постоянное население, летом – в основном «дачники» из больших городов. Умирающие и умершие села – та самая «русская глубинка». Прекрасная ночевка на берегу Капшозера, где местные жители, по доброте душевной, помогли с местом стоянки (берега у озера почти сплошь поросшие густой растительностью, и стоянка у воды проблематична), стоила того, чтобы добраться сюда, а потом еще и выбраться =)
Закат в деревне Берег
Решение не рисковать временем, пробиваясь по раскисшим дорогам на Нойдолу и Корвалу, было принято после общения с местным населением, да и на основе собственного опыта покорения «русской дороги». Тем более в планах стояло выходить с Корвалы в район Красноборского (по сведениям из сети и местных – дорога там есть), а оттуда пробиваться в район Аксентьевской/Пяжелки (где наличие дороги было сомнительным еще на стадии планирования маршрута), - так что на партсобрании участников похода было принято решение попробовать побуреломить в тех местах в следующий раз. Кстати, этот "следующий раз" случился с нами ровно через год, об этом читать здесь.


День 4.
16.08.

На вчерашнем вечернем партсобрании постановили: добираться до любого транспортного узла с ж/д сообщением с Вологодской областью, где ловить электричку и ехать на ней в Бабаево. В начале обратного пути к Корбеничам от Берега встретили электриков, чинивших сеть, нам они, естественно, очень удивились, а вот мы появлению их «авто» на гусеничном ходу не особо обрадовались, т.к. было понятно, что вчерашнюю дорогу они разворотили. Так что, возвращаясь в Корбеничи по водянисто-глинисто-песчано-каменистой субстанции, с гордым названием «дорога», и довольно хорошему рельефу, на котором и пребывала та самая «дорога», - подбавили приличного слоя грязи (жалко не лечебной) на тормозные колодки, хорошо подпортив их ресурс. На Капшозере, после понтонного моста, с горем пополам отмыли велосипеды, и почти чистые, но крайне мокрые, продолжили путь в сторону спасительной электрички.

Как делать не надо: как не надо мыть велосипед

И снова грейдер – по нему до Пашозера. Заночевали на озере, возле скромной деревянной церквушки: рыбаки, шлепающие веслами и проверяющие сети, комары, илистый берег, тростник, кроссовки, носки и штаны, развевающиеся на просушке у костра, макароны по-флотски – туристическая романтика.


День 5.
17.08.

Вновь крутить. Немного грейдера и беспросветный асфальт, часто даже хорошего качества. Мелькали деревни – жилые, нежилые; ближе к Тихвину деревни оживали, трафик прибавлялся. В Тихвине поймали электричку в 4 или в 5 вагонов (привыкшие к составам минимум в 8 вагонов =) - откровение): маленький тамбур, курящие люди, километры за стеклом – и уже вечером мы в Бабаево. Отъехав немного от города, упали метрах в ста от дороги на ночевку. За день в седле – 110 км.


дорога от Пашозера до Тихвина

День 6.
18.08.

Первый день в Вологодской области. Асфальт от Бабаево к Борисово-Судскому, в сравнении с Ленинградской областью, - так себе. Зато деревни куда более красочнее, живее: резьба на домах, разноцветные стены, окна, заборы; магазины, работающие каждый день (да и не по одному магазину) в каждой деревне; ложку дегтя добавляют разрушенные, заброшенные церкви - почти в каждом селе. И такое наполнение вплоть до Борисово-Судского. Встали на ночевку после заброшенной деревни Кобелево на реке Суда (пришлось попотеть с поиском места ночлега, т.к. все места на Суде густо облеплены рыбаками).


Заброшенный дом

День 7.
19.08

С утра заправились красной смородиной из остатков садовых богатств умершей деревни Кобелево (в три дома-инвалида: у кого крыши нет, у кого боковая стена обвалилась, кому и крышу и бока временем посносило). И двинулись на север по «запоминающемуся» грейдеру (отпечаток протектора с колес грейдерных машин надолго впрессовался в наш мозг =), кто знает – тот поймет). Редкие отрезки асфальта в деревнях приятно скрашивали нашу жизнь. Смена дорожного покрытия с грейдера на асфальт предвещала удаление из деревень таких благ цивилизации, как магазины с провиантом или, во всяком случае, частоту работы этих самых магазинов. В Тимошино (довольно крупная деревня с, о счастье!, постоянным магазином) заправились недостающими банками тушенки и крупой, и двинулись в направлении села Горка.
Заброшенная церковь в деревне Горка

В районе Горки бог велопогоды сменил свое настроение (всю предыдущую неделю погода была солнечная, безветренная – идеальная); на выезде из деревни мы тщетно пытались укатить от приближающегося грозового фронта, но - армстронги из нас никакие – и попытка провалилась, – второпях поставили палатку и только успели покидать туда и себя, и вещи, как гроза накрыла нас ливнем с градом. Спустя минут 40 мы уже собрали палатку обратно и выкатились на дорогу до Белозерска (единственная адекватно-проходимая дорога в тех местах до Белозерска идет на север от деревни Горка; правда, въезд на нее – это лесная дорога, ответвление от асфальтовой). Дождем дорогу немного подразвезло и добавило естественных водоемов на пути, но велосипедистам лужи (размером с болотце) – не помеха =), а вот водители редких внедорожников крайне осторожно пересекали подобные преграды, и явно завидовали нашей высокой проходимости. Дорога эта является насыпью по старой заросшей и заболоченной вырубке, вокруг - либо сплошной стеной стоит осиновая поросль, либо заболоченные низины, так что на сон мы упали в сумерках почти у самой дороги, т.к. искать далее что-либо лучшее в этом заброшенном углу явно не приходилось.


День 8.
20.08.

Погода теперь не радовала, явно стало холоднее, повышенная пасмурность и мелкая морось не добавила энтузиазма при вставании, но «надо – так надо» – поехали. Дорога не особо отличалась разнообразием, разбавили серость лишь медвежьи следы: мишка явно выходил сюда, чтоб поживиться погибшими под колесами лягушками, которых непогода зачем-то толпами выгнала на дорогу, на верную смерть.
Грейдер от Горки до Белозерска

Докрутили до р. Мегра, за ней – заброшенная деревня Ново (такой вот сарказм), в три дома-калеки, один даже резьбу пока еще сохранил. Почистили старый заросший садовый малинник (судя по обширным тропам - не мы первые =) - хоть тут остатки жизни) и двинулись дальше.
дом в деревне Ново

Проезжая Михалево, разговорились с местными – от этой большой раньше деревни, в 40 домов, осталось 12 домов, и те заездами – дачники, охотники. Потом деревня Перкумзь – та же картина: опять разговор с местной жительницей – и все те же слова: «Никого не осталось, дома пустеют, молодежь в городах вся». Отметила, что мы уже третьи велотуристы за месяц, – до нас были две пенсионерки и группа детей с сопровождением. Ночевку хотели сделать у одного из озер, которых вдоль дороги по карте вполне не мало, – но подъездов к ним нет и все берега заболочены, – пришлось вставать, где придется. Наловили во время стоянки оленьих кровососок, которые нас потом преследовали до самого Белозерска, -– это своеобразная «визитная карточка» лесов Вологодской области =)


День 9.
21.08.

Далее дорога до Белозерска. Приличная укатанная грунтовка. Деревни стали чуть «оживать» и «молодеть», появление ежедневных полноценных магазинов в деревнях ознаменовало приближение к Белозерску (поясним: график работы магазинов и частота приезда автолавок в деревнях увеличиваются в геометрической прогрессии при приближении к райцентрам, в отдаленных селах автолавки приезжают раз в неделю, и то - по праздникам). Времени на оставшийся путь у нас оставалось очень много, поэтому мы решили не убиваться и уже часам к четырем нашли вполне пристойную стоянку у озера, где постарались отмыться и отстираться перед возвращением в цивилизацию.


Стоянка у озера

День 10.
22.08.

Продолжили путь к Белозерску. Километров 20 от стоянки – и вот и Белозерск, – приехали за несколько дней до Дня города, Белозерску исполнялось 1150 лет. Город вычистили, весь блестел! Отдохнули на земляном валу, поглядели на кремль, на Белое озеро и поехали дальше. Планировали переправиться через Шексну, если успевали на паром. За Белозерском одна деревня краше другой – все разноцветные (заборы, дома, ставни), все участки украшены не только цветочной растительностью, но и поделками очень умелых ручек – приятно посмотреть. На паром успели - даже на предпоследний успели, с парома полюбовались закатом в тучах (что явно не сулило нам хорошей погоды на завтра), а ночевку устроили сразу за переправой.


Белозерск

День 11.
23.08.

Хорошей погоды так и не случилось – морось, переходящая в мелкий дождь, сопровождала нас весь путь до Кириллова. Перекус, не доезжая Кириллова, сделали на пустой остановке общественного транспорта, т.к. с неба подтекало и очень хотелось иллюзии сухости хотя бы в чем-то (верхняя одежда и обувь к этому времени уже конкретно промокли). За несколько километров до Кириллова заехали на гору Мауру, с которой открываются отличные виды на Шексну и кирилловские просторы. На горе мауре

Далее – Кириллов: побродили по пустому Кирилло-Белозерскому монастырю, переждали накрывший нас ливень под козырьком Сбера =) (почти реклама) и снова в путь. Ночевали где-то за Кирилловым, не без труда найдя отворот от основной автодороги.


День 12.
24.08.

Утро опять встретило нас пасмурно. По плану заехали в Ферапонтов монастырь, подивились сильно развитому «велосипедизму» в Ферапонтово – велопарковки (!) везде, даже на территории монастыря, и, исполненные гордостью от свершения планов на сегодня, двинулись покорять трассу Р-5. Трасса очень даже оживленная, с адекватным асфальтовым покрытием и достаточной величиной заасфальтированной обочины (на большей части отрезка Ферапонтово – Вологда). Достаточный запас времени позволял нам не вкручивать до умопомрачения и встать на ночевку заблаговременно.


Феррапонтово

День 13.
25.08.

Было решено выезжать в ранние утренние часы, т.к. трафик был гораздо ниже в это время. Погода стала лучше, рваные облака, с проблесками надежды в виде солнца, придавали сил и желания для движения по однообразному пейзажу.
дорога на Вологду

Вдоль трассы дикое количество деревень, все густо заселено, здесь и не пахнет опустевшими деревнями из вепсских лесов или заброшенными селами в вологодской глуши, лишнее доказательство активной жизни здесь – восстановление старых, заброшенных церквей. На полях колосились злаковые, некоторые поля как раз убирались, некоторые уже были убраны, кое-где паслись довольного вида коровки… – жизнь за МКАДом, вероятно, все же есть =) Ну и конечно, мы не забывали вносить разнообразие в жизнь водителей с Р-5 нашими, ставшими традиционными, привалами на автобусных остановках. Попытка выйти на Кубенское озеро для стоянки провалилась – берега оказались сильно заболоченными и поросшими тростником, так что, километрах в 25 от Вологды, мы еле-еле нашли кусочек с деревцами у трассы и приткнули туда свою палатку, – мест для нормальных стоянок из-за обилия деревень практически нет.


День последний 14.
26.08.

И ночью, и днем беспрестанно капало с неба, а т.к. времени до вечернего поезда было ну очень много, а ехать всего лишь километров 30, – вставать рано совершенно не хотелось. Часам к 12 мы все же поднялись, за два часа неспешного кручения мы доехали до вокзала, по пути опустошив пару полок какого-то вологодского супермаркета. Погода, к сожалению, не располагала к экскурсиям по городу, и остаток времени до поезда, в зале ожидания, мы уничтожали скупленные в супермаркете съедобные достижения цивилизации =) И вот занавес – поезд, прицепляют дополнительные вагоны, и опять наша попутчица в шоке от соседства велосипедов на третьей полке, и снова акробатические этюды по привязыванию рам к частям вагона для успокоения нервов… ПОка, вОлОгОдские блОндины и блОндинки! – …поезд везет нас в душную стОлицу.


Заключение:

Километраж: около 700 км.


По итогам пройденного велосипедные потери составили: почившие колодки (убились практически за один день, а точнее за 5 км «типичной русской дороги»), протертая покрышка (обнаружившая себя грыжей уже в Вологде), скончавшийся петух (сдался уже по приезду, так что в походе затруднений не вызвал).


Google