Скорость велосипеда: от чего зависит и как увеличить?

Средний велосипедист без больших усилий удерживает 18-24 км/ч по асфальтовой дороге в нормальных условиях на современном горном велосипеде. Под средним велосипедистом понимается человек, который катается в месяц примерно 20-50 часов (час-два в день). Пол ездока при таких скоростях не оказывает решающего значения, больше - тренированность. Выкручивать 18 км/ч способен без особых усилий практически каждый, в том числе и подростки от 12-14 лет. Дети обычно несколько медленнее: от 12 км/ч.

Велосипед с обтекателем, рекордная скорость 133км/ч

Сопротивление воздуха(аэродинамика).

Оказывает очень большое влияние с ростом скорости, поскольку оно пропорционально ее квадрату. Рекорд в часовой гонке на шоссейнике около 51 км, в последние годы растет незначительно. При использовании обтекателя, полностью закрывающего велосипед, скорость может значительно возрасти (в полтора-три раза). В обычных условиях к сожалению промышленность пока не разработала готовых и доступных решений для велосипедистов. При 20-30 км/ч аэродинамика решающего влияния не имеет. Рекорд на велосипеде с обтекателем 83 мили в час (133 км/ч).



Пристроившись за автобусом или любым другим воздушным щитом, велосипедист получает преимущество - он едет в воздушном мешке. Рекорд скорости для такого случая 268,83 км/ч, автор Фред Ромпельберг. Стоит отметить, что способ крайне опасен, особенно когда водитель не знает о том, что вы находитесь позади. В интернете достаточно показательных фотографий того, что бывает при неблагоприятном исходе.

Рекорд скорости велосипеда за машиной (автобусом)

Качество дорожного покрытия.

Оказывает некоторое влияние на скорость велосипедиста. По идеально ровному асфальту едется легко и безопасно: нет шансов поймать колдобину и повредить колеса или получить травму. В российских реалиях все зачастую не так. Иногда есть возможность ехать быстро, но это не безопасно. В общем случае чем более ровное и твердое покрытие, тем быстрее едет велосипед. В поворотах также важна будет цепкость колес за покрытие, то есть коэффициент трения. Скорость по гравийной дороге падает до средней от 10 до 18 км/ч, в зависимости от качества и твердости покрытия (то же относится и к булыжным мостовым и тому подобным покрытиям). С песчаным - может упасть до 3-8 км/ч, а то и вовсе придется идти пешком.



Фактор почв.

Отдельной строкой стоит написать о глинистых и черноземных почвах. На юг от Москвы, ближе к Туле начинаются глинистые почвы. При намокании после дождей они становятся очень скользкими и липкими. За несколько километров грязи может налипнуть столько, что тяжело будет крутить педали даже на скорости 5-6 км/ч. Каждые несколько километров приходится счищать лишнее подручными средствами. Ближе к Воронежу начинается черноземье. После обильного дождя грязью все забьется за 400-500 метров настолько, что ехать будет невозможно. Чистить долго и утомительно, поэтому иногда приходится тащить велик до асфальта или какого-нибудь другого покрытия. Чистить все, чем под руку попадется, и ехать.


Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Ветер.

В зависимости от быстроходности ветра его влияние может изменяться от незначительного до огромного, делающего езду на велосипеде невозможной. Для европейской части России типичны ветра 10 км/ч. Соответственно, при попутном ветре вы можете ехать быстрее, а при встречном - медленнее на сходную со скоростью ветра цифру.



Давление в покрышках и рисунок протектора.

На маунтинбайке смена зубастых покрышек на гладкие слики и повышение давления с 2,5 атмосфер до шести способно прибавить несколько км/ч к скорости. Смена горного на шоссейник способна дать прибавку скорости еще больше.


Слики, агрессивный протектор

Технические факторы

Трение в подшипниках или цепи может стать очень значительными при неправильной эксплуатации. Самой распространенной проблемой для скорости велосипеда является цепь, которую давно не смазывали и не чистили. Это способно замедлить вас на 10-20%. Обычно цепь требует смазки каждые 50-200 км характерным визгом и скрипом. Также причиной снижения скорости могут быть колодки, которые чиркают по тормозному диску или ободу в следствие каких-либо технических неполадок. Кроме негативного влияния на скорость, это приводит к преждевременной выработке их ресурса.


Самое печальное, что может произойти - это непротянутые колеса с восьмерками. При входе в повороты такие колеса зачастую чиркают покрышкой по раме, а то и вовсе со временем могут протереть до дыр задние перья (на покрышке часто есть абразив: смесь из песка, грязи и глины). Для того чтобы этого не происходило надо время от времени проверять технику на неполадки. Желательно это делать в хорошей мастерской. Наши примеры работ по ремонту велосипедов вы можете посмотреть внизу главной страницы, а с расценками познакомиться тут.

Также множество полезной информации по теме вы можете почерпнуть в книге В.П. Любовицкого, "Гоночные велосипеды".

Google